В этой статье широко рассмотрены возможности использования географических информационных систем (ГИС) в обучении школьной географии. Как важный технологический инструмент для обучения географии анализируется аппаратные и программные системы, используемые для хранения, поиска, картирования и анализа географических данных. Также, в соответствии с целью исследования, был определен уровень использования информационных технологий в учебной программе и в процессе преподавания школьной географии в Республике Казахстан. Результаты исследования определялись методом опроса. Опрос проводился среди учителей географии. В опросе добровольно приняли участие 133 учителя из разных областей и городов Республики Казахстан, и выяснилось, что 86,8 % из них знают о ГИС. Кроме того, выяснилось, что 12,8 % - в школе учителя имеют программы MapInfo, 21,8 % - ArcGIS, 25,6 % - QGIS, 15,4 % - EduGIS, 6,4 % - Arc-Explorer, 16,7 % - OpenStreetMap и 1,3 % - OpenJUMP. Для анализа данных опроса учителя были разделены на две группы: учителя, проводившие занятия на основе ГИС в 2021-2022 учебном году (64,2 %) и учителя, не проводившие занятия на основе ГИС (не работающие с ГИС) (35,8 %). На вопрос о частоте проведения занятий учителями, использующими ГИС, 14,6 % ответили, что учитель провел «один» урок, 12,2 % - «два», 8,9 % - «три» и «четыре», 19,5 % - «пять и более» уроков. Согласно результатам опроса, 50,4 % учителей научились использовать ГИС через интернет (Google, YouTube, Instagram и т.д.), а 26 % - на курсах повышения квалификации. Также 55,3 % учителей показали опыт использования ГИС в преподавании географии 1-4 года, 12,2 % - 5-9 лет, 2,4 % - 10 и более лет, но доля не использующих ГИС в ходе занятий составила 30,1 %. Поэтому, были проанализированы учебные цели и долгосрочный план обучения (календарно-тематическое планировние) в типовых учебных программах географии 9, 10 и 11 классов Республики Казахстан. В результате были названы ряд препятствий в использовании ГИС при обучении школьной географии: отсутствие необходимых программ, как основная причина; отсутствие опыта использования ГИС; отсутствие времени и сложность программ ГИС.
Возможности использования географических информационных систем при обучении школьной географии
Опубликован December 2022
169
170
Аннотация
Язык
Қазақ
Как цитировать
Лайсханов Ш., Усенов Н., Исаков Е., Мырзалы Н. Возможности использования географических информационных систем при обучении школьной географии // Педагогика и психология. – 2022. – № 4(53). – С.94–104: DOI: 10.51889.7770.2022.26.80.008 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1057 (дата обращения: 21.11.2024)