Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Возможности использования географических информационных систем при обучении школьной географии

Опубликован December 2022

169

170

Abai Kazakh National Pedagogical University
Аннотация

В этой статье широко рассмотрены возможности использования географических информационных систем (ГИС) в обучении школьной географии. Как важный технологический инструмент для обучения географии анализируется аппаратные и программные системы, используемые для хранения, поиска, картирования и анализа географических данных. Также, в соответствии с целью исследования, был определен уровень использования информационных технологий в учебной программе и в процессе преподавания школьной географии в Республике Казахстан. Результаты исследования определялись методом опроса. Опрос проводился среди учителей географии. В опросе добровольно приняли участие 133 учителя из разных областей и городов Республики Казахстан, и выяснилось, что 86,8 % из них знают о ГИС. Кроме того, выяснилось, что 12,8 % - в школе учителя имеют программы MapInfo, 21,8 % - ArcGIS, 25,6 % - QGIS, 15,4 % - EduGIS, 6,4 % - Arc-Explorer, 16,7 % - OpenStreetMap и 1,3 % - OpenJUMP. Для анализа данных опроса учителя были разделены на две группы: учителя, проводившие занятия на основе ГИС в 2021-2022 учебном году (64,2 %) и учителя, не проводившие занятия на основе ГИС (не работающие с ГИС) (35,8 %). На вопрос о частоте проведения занятий учителями, использующими ГИС, 14,6 % ответили, что учитель провел «один» урок, 12,2 % - «два», 8,9 % - «три» и «четыре», 19,5 % - «пять и более» уроков. Согласно результатам опроса, 50,4 % учителей научились использовать ГИС через интернет (Google, YouTube, Instagram и т.д.), а 26 % - на курсах повышения квалификации. Также 55,3 % учителей показали опыт использования ГИС в преподавании географии 1-4 года, 12,2 % - 5-9 лет, 2,4 % - 10 и более лет, но доля не использующих ГИС в ходе занятий составила 30,1 %. Поэтому, были проанализированы учебные цели и долгосрочный план обучения (календарно-тематическое планировние) в типовых учебных программах географии 9, 10 и 11 классов Республики Казахстан. В результате были названы ряд препятствий в использовании ГИС при обучении школьной географии: отсутствие необходимых программ, как основная причина; отсутствие опыта использования ГИС; отсутствие времени и сложность программ ГИС.

pdf (Қазақ)
Язык

Қазақ

Как цитировать

Лайсханов Ш., Усенов Н., Исаков Е., Мырзалы Н. Возможности использования географических информационных систем при обучении школьной географии // Педагогика и психология. – 2022. – № 4(53). – С.94–104: DOI: 10.51889.7770.2022.26.80.008 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1057 (дата обращения: 21.11.2024)