«Сегiз қырлы, бip сырлы»: народный идеал личности в казахской культуре (на примере музыкальной и художественно-ремесленной сферы)
journal-pedpsy.kaznpu.kz поиск Поиск
pdf (English)

Ключевые слова

народный идеал личности
совершенный человек
тенгрианство
Казахстан
Центральная Азия
искусство
ремесло

Как цитировать

Khazbulatov A., Шайгозова Ж., Mombek A. «Сегiз қырлы, бip сырлы»: народный идеал личности в казахской культуре (на примере музыкальной и художественно-ремесленной сферы) // Педагогика и психология. – 2022. – № 3(52). – С.255–263: DOI: 10.51889/1528.2022.97.89.027 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/917 (дата обращения: 6.02.2023)

Аннотация

Традиционные представления о совершенном человеке – важнейжая часть нематериального культурного наследия, выражающиеся в различных народных устно-поэтических формах: сказках, пословицах, поговорках, идиомах и т.д. Одна из таких идиом - «Сегiз қырлы, бip сырлы», в переводе означающая «Восемь граней - одна целостная суть», использованная в качестве заголовка этой статьи известна практически каждому казаху. Народная память хранит имена многих, кто удостоился этих слов. Сейчас они звучат, может и реже, но более рельефнее, острее.

Авторы настоящей статьи стремятся раскрыть эти «восемь граней, и одной целостной сути» – тюркского идеала совершенного человека на примере казахов, который формировался и «выкристаллизовывался» в течении тысячелетий. В этом идеале заложен весь культурно-исторический опыт этноса, передаваемый из поколения в поколение с древнейших времен до этнографической современности.

Безусловно, что идеал личности, имея общечеловеческий характер у каждого народа собственный. У чувашей он выражается в наличии «семи благ» или соблюдении «семи заповедей», у бурятов – это «девять доблестей» человека и т.д. В настоящей же статье авторы сконцентрировались именно на одной из таких специфик этнических представлений о совершенной личности, выраженный в казахской культуре через понятие «восьмигранного» человека.

Эту «восьмигранность» авторы рассматривают через призму музыкальной и художественно-ремесленной сфер, которая более всех компонентов культуры демонстрирует всю гамму различных аспектов этого феномена. Реконструкция значения/смысла анализируемой идиомы показало, что число «8» – это прежде всего, символ познания/достижения человеком сути тенгрианского духовного учения, сакрального знания.

Авторы уверены в том, что полученные материалы помогут расширить и углубить знания преподавателей, исследователей и студентов педагогических вузов, практикующихся на изучении народной педагогики и нематериального культурного наследия.

Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика».

https://doi.org/10.51889/1528.2022.97.89.027
pdf (English)