Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Socio-Pedagogical Prevention of Bullying in the School Environment: A Gender-Oriented Approach

Опубликован September 2025

0

0

ЕНУ им Гумилева
Maria Grzegorzewska University, (Poland, Warsaw)
Аннотация

       Аннотация.В современном обществе буллинг среди подростков является широко распространённой и актуальной проблемой. Несмотря на предпринимаемые профилактические меры и просветительские программы, уровень буллинга не снижается. В данной статье проводится углублённый анализ поведенческих различий, причин и последствий буллинга среди мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей.

Исследование основано на опроснике Olweus Bully/Victim Questionnaire (OBVQ), разработанном Даном Ольвеусом и признанном валидным и надёжным инструментом на международном уровне. Методика позволяет глубже понять феномен буллинга среди школьников по всему миру. Целью исследования является выявление специфических характеристик и факторов, влияющих на буллинг в зависимости от пола, а также понимание механизмов проявления агрессивного поведения у мальчиков и девочек.

        Для достижения поставленных целей было проведено количественное исследование с участием подростков в возрасте от 12 до 17 лет. В выборку вошли 305 участников из различных школ. Для оценки уровня буллинга использовались стандартизированные анкеты.

        Результаты исследования показали, что мальчики чаще инициируют физический буллинг, в то время как девочки чаще проявляют вербальную агрессию и эмоциональный буллинг. Также было установлено, что гендерные различия проявляются в восприятии буллинга: мальчики склонны считать агрессивное поведение нормой, а девочки чаще испытывают эмоциональные последствия. Важную роль в формировании буллинга по половому признаку играют социальные факторы, такие как влияние сверстников и семейная среда.

        Это исследование вносит значительный вклад в понимание гендерных различий в подростковом буллинге. Его результаты могут быть полезны для педагогов, психологов и специалистов в области молодёжной политики, так как подчёркивают необходимость разработки целевых программ профилактики буллинга с учётом гендерных аспектов. Кроме того, исследование открывает новые направления для дальнейшего изучения агрессивного поведения и его влияния на психоэмоциональное состояние подростков.

PDF (English)
Язык

English

Как цитировать

Myrzapeissova M., DUDA .E. Socio-Pedagogical Prevention of Bullying in the School Environment: A Gender-Oriented Approach // Педагогика и психология. – 2025. – № 3(64). – С.80–89: DOI: 10.51889/2960-1649.2025.64.3.008 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2033 (дата обращения: 11.10.2025)