В статье рассматривается проблема формирования критического мышления младших школьников посредством эффективного опроса. В целях определения актуальности темы анализируются концепция развития образования и науки и Государственный общеобязательный стандарт начального образования. Представлен обзор исследований отечественных и зарубежных ученых, изучавших понятие «критическое мышление». Подтверждено, что это один из навыков, который позволяет школьнику свободно развиваться в образовательном пространстве.
Общий педагогический процесс был проведен с учетом трех этапов, функции и методов педагогической технологии развития критического мышления, предложенных Дж. Стилом, К. Мередитом и Ч.Темплом. В результате применения педагогической технологии развития критического мышления учащиеся на первом этапе ошибаются, свободно выражают свои мысли, не опасаясь коррекции учителя; обновляют свои знания и опыт; решают масштабные проблемы по теме, принимают общие решения; на втором этапе понимают содержание новой информации, сопоставляют уже имеющиеся знания и опыт, ставят вопросы, направленные на поиск эффективных и решаемых путей, высказывают собственное мнение о новой информации, аргументируют свои позиции; на третьем этапе развивается способность самостоятельно определять задачи, делать прогнозы, принимать решения. Так как объектом исследования являлись учащиеся начальных классов, опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися 4 «В» и «Г» классов школы-лицея №23 им. З.Космодемьянской. Реализованы три этапа эксперимента. Задания, направленные на формирование критического мышления учащихся на формирующем этапе, разработаны на основе учебных целей учебной программы 4 класса. Эффективность разработанных задач, направленных на проблему исследования, доказана в ходе опытно-экспериментального исследования.