Статья посвящена одной из сложных образовательных проблем - проблеме формирования информационной культуры подростков с нарушением зрения. В ходе исследования уточнена структура и содержание понятия "Информационная культура подростка" как интегративной личностной черты, представляющей собой совокупность мотивационных, информационно-содержательных и операционно-активных компонентов, отражающих информационные мотивы подростка.
В учреждении инклюзивного образования разработана структурно-функциональная модель формирования информационной культуры подростков с нарушением зрения, включающая информационные, личностно-деятельностные и личностные установки и принципы (системность, динамичность и гибкость, понимание целей, индивидуализация, обратная связь, активность, завершение обучения, рефлексия, вовлечение подростка в проектирование индивидуальной образовательной траектории), объединяет совокупность мотивационно-целевых, содержательно-активных и операционно-активных этапов. Модель позволила последовательно и целостно рассмотреть естественные связи между отдельными компонентами изучаемого процесса: содержанием, комплексом педагогических условий, деятельностью учителя и деятельностью подростка, методами, формами, средствами, результатами