В статье рассматривается проблема формирования когнитивного тезауруса разрабатываемой теории культурного кода, определяются некоторые эстетико-коммуникативные стратегии литературного дискурса Казахстана. Отмечается, что в реализации указанных стратегий большую роль играют специфические эпистемы–культурные коды. Дается определение культурного кода как значимой семиотической единицы текста, включенной в его концептуальное ядро. Терминологическое оформление получают такие понятия теории культурного кода, как философема, идеологема, концептуальное ядро, этностереотип, гетеротопические маркеры, детализированный мультикультурный ландшафт и другие. Обосновывается тезис о познании мира и осмыслении истории, современности, возможного будущего через универсализацию художественного мира,
мультикультурализм, сложныенарративные структуры. Анализируется специфика исторического нарратива со свойственным ему емким референциальным модусом, вовлекающим читателя в активный коммуникативный процесс декодирования повествуемых событий, культурных артефактов. Исследуются гетеротопические маркеры мифо-фольклорных единиц в структуре художественного текста, отмечается устойчивость и итерация традиционных этнокультурных кодов.