Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Опубликован 12-2021
Восточно-Казахстанский университет имени С.Аманжолова
Аннотация

В статье описывается структура, содержание и роль системно- деятельностного подхода в развитии критического мышления у обучающихся общеобразовательных учреждений. Дается определение понятию «системно- деятельностный подход», выделены его основные компоненты и принципы реализации подхода в ученой деятельности. Как известно, современный ученик должен обладать навыками самостоятельного поиска новых знаний, его переработке и анализу, развивать новые умения и навыки в соответствии с учебными целями, различать и самостоятельно находить пути решения имеющихся проблем, творчески подходить к решению учебной цели и поставленных задач. В условиях современного образования, обучающимся часто приходиться решать нестандартные учебные задачи в незнакомых для них условиях, где существенную роль в их решении имеет метод обучения школьников в соответствии с требованиями системно -деятельностного подхода – как проблемное обучение. Необходимо отметить, что в качестве основного технологического. компонента системно- деятельностного подхода становится условие актуального активизирующего затруднения, где конечным итогом выступает индивидуальный образовательный результат, полученный в ходе осознанной обучающимися учебной деятельности. Итогом данной работы могут выдвинутые идеи, гипотезы, версии и способы полученные в результатах деятельности учащихся (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). Все это является одним из ключевых отличий системно- деятельностного подхода от традиционных (знаниевых) методов в обучении.

Критическое мышление имеет свои особенности, свою понятийную систему, отличающие его от других видов и типов мышления. В большинстве случаев, мы рассматриваем критическое мышление лишь во взаимосвязи с другими видами мышления, в сочетании и сопоставлении с такими понятиями как продуктивное, проблемное, творческое, логическое и системное мышление, интеллект и с другими понятиями активной, целенаправленной умственной и практической деятельности человека.

В работе проведен анализ научных подходов зарубежных ученых в определении понятия «системно-деятельностный подход» и «критическое мышление».

 

 

Язык

Русский

Как цитировать

Кумарбекулы С., Абдиманапов Б., Усенов Н., Женсикбаева Н. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Педагогика и психология. – 2021. – № 4(49). – С.211–218: DOI: 10.51889/2021-4.2077-6861.25 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/471 (дата обращения: 17.05.2024)