В данной статье рассматривается проблема кризиса детского развития. По утверждению автора, психика ребенка в процессе развития проходит определенные стадии, которые называются критическими периодами. В эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребенка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом. Преодолевая кризис, ребенок переходит на новую ступень психического развития и в зависимости от того, как ребенок преодолеет трудные периоды, зависит формирование его характера, внутреннего мира и самосознания. Если родители будут неправильно вести себя в это сложное для ребенка время, то риск возникновения у него нервно-психических заболеваний будет очень велик, у ребенка развивается неуверенность в себе, низкая самооценка, возникает чувство оскорбленного достоинства, ощущение неполноценности, недоверие к окружающей среде.
Кризис детского развития – это закон развития. Кризисом детского развития считается переход из одного возрастного этапа на другой, более высокую ступень развития. Каждый ребенок через это должен пройти, считается, что ребенок, не переживший, по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Автор выделяет в раннем и дошкольном возрасте следующие виды кризиса детского развития: кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис шести-семи лет. В статье дается подробная характеристика вышеуказанным кризисам детского развития и раскрыты пути их преодоления.