Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Аутопедагогическая компетентность как основа профессионального роста будущих учителей начальных классов

Опубликован September 2025

0

0

St. Kliment Ohridski Sofia University
Abai University
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема формирования аутопедагогической компетентности у будущих учителей начальных классов, акцентируя внимание на важности концепции обучения на протяжении всей жизни в условиях модернизации системы образования. Особое внимание уделяется развитию профессионализма и навыков самообразования учителя — приоритетным направлениям государственной программы развития образования Республики Казахстан. Исследование опирается на психологические и педагогические аспекты самообучения, а также выделяет ключевые компоненты педагогической компетентности и необходимость её постоянного обновления. Методология и методы. В исследовании использован комплекс теоретических и аналитических методов, включая обзор научной литературы и сравнительный анализ современных педагогических подходов. Проведена качественная оценка существующих практик подготовки будущих учителей в вузах, с акцентом на развитие аутопедагогической компетентности. Результаты. Результаты исследования показали, что одним из ключевых показателей сформированной аутопедагогической компетентности является осознанность будущих педагогов и их готовность к самостоятельному профессиональному развитию. Несмотря на наличие обширных исследований по теме профессионального роста, остаются недостаточно проработанными такие аспекты, как индивидуализация подготовки будущих учителей, интеграция стратегий самообразования в образовательные программы вузов, а также определение чётких индикаторов педагогической компетентности, учитывающих специфику работы в начальной школе. Научная новизна. Данное исследование углубляет теоретическое понимание структуры аутопедагогической компетентности и определяет факторы, влияющие на её формирование. Оно выявляет существующие пробелы в подготовке педагогов в области поддержки саморазвития, предлагая новую перспективу на модернизацию педагогического образования. Практическая значимость. Полученные данные позволяют сформулировать обоснованные рекомендации для высших учебных заведений, занимающихся подготовкой учителей начального образования. Акцент на самообразование, рефлексию и непрерывное развитие способствует созданию эффективных образовательных программ, соответствующих современным требованиям и обеспечивающих устойчивое профессиональное становление будущих педагогов.

PDF (English)
Язык

English

Ключевые слова
Как цитировать

Petkova I., Tynyskhanova A. Аутопедагогическая компетентность как основа профессионального роста будущих учителей начальных классов // Педагогика и психология. – 2025. – № 3(64). – С.143–154: DOI: 10.51889/2960-1649.2025.64.3.014 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2044 (дата обращения: 11.10.2025)