Статья посвящена анализу теоретических положений педагогических исследований развития речевой деятельности слабослышащих младших школьников.
Проблемы развития речевой деятельности слабослышащих школьников еще более актуальны для специальной школы, поскольку, с нашей точки зрения, система обучения слабослышащих строится на принципах персонализированного подхода к каждому. Учитывая особенности речевого развития слабослышащих, специальная школа стремится приблизить уровень развития учащихся к развитию слышащих детей и создать условия для их полноценной социокультурной адаптации. В этой связи важную роль в обучении слабослышащих детей младшего школьного приобретает задача развития их речевой деятельности как основного показателя социализации.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей процесса развития речевой деятельности на уроках «Литературное чтение» слабослышащих школьников, обучающихся в 3 -4 классах в условиях специальной школы.
Педагогическая оценка речевой деятельности слабослышащих обучающихся предусматривает выявление умений производить фактуальный (основанный на фактологическом анализе речевого материала) и смысловой (требующий установления логических связей и формулировки выводов) анализ речевого сообщения (диалогическая и монологическая речь). Важно учитывать, что понимание содержания отдельных фраз не обеспечивает адекватную смысловую интерпретацию текста.
Методика исследования: модифицированная методика В.П.Глухова (оценка уровня развития речевой деятельности слабослышащих школьников); методика цельности связного высказывания В. К. Воробьевой, А. А. Леонтьева.