В данной статье обоснована актуальность проблемы исследования, которая заключается в необходимости решения государственных задач в области обеспечения кибербезопасности социальных подструктур общества, каковой является система образования. Имеющаяся на сегодня правовая база изучаемой проблемы остро нуждается в совершенствовании и развитии в проекции на образовательную среду школы. Связано это с явно недостаточной осведомленностью ее субъектов в вопросах кибербезопасности, киберзащиты и киберэтики. Подтверждением тому являются не только эмпирические наблюдения авторов данной статьи, но и практическим отсутствием четких педагогических измерителей кибербезопасности школьной среды.
Целью исследования является раскрытие специфики кибербезопасности школьной среды.
Для достижения этой цели авторы статьи интерпретируют понятие кибербезопасности в контексте средового подхода в образовании, воспринимаемой в качестве методологии научно-педагогических исследований. В этом методологическом проблемном поле применены методы теоретического анализа научных трудов, кабинетного исследования официальных документов.
Исходя из указанных методологических позиций, авторы статьи предлагают развернутую систему параметров и критериев экспертизы кибербезопасности школьной среды.
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что предложенная система разработана на основе модификации признанной в педагогической науке методики экспертизы школьной образовательной среды Ясвина В.А. При этом авторы статьи, сохраняя предложенные им методы расчета коэффициента модальности (качественный параметр) образовательной среды, предложили собственную интерпретацию восьми (из 10-ти) количественных параметров с учетом особенностей кибербезопасности.
Разработанная система параметров и критериев экспертизы кибербезопасности школьной среды выступает не только измерительным инструментом, но и педагогическим механизмом формирования такой среды.
Дальнейшие перспективы исследования связаны с обсуждением в научной и профессиональной аудитории предложенной нами модифицированной методики экспертизы кибербезопасности школьной среды, ее апробацией в реальном образовательном процессе и доработкой с учетом мнений ученых и педагогов.