Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Самообразовательная компетентность субъектов образования как необходимое условие достижения результатов обучения

Опубликован March 2024

71

70

КазНацЖенПУ
Аннотация

В современных условиях качество высшего образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями, одной из которых является самообразовательная компетентность как указано в стратегиях модернизаций казахстанского и российского образования. На формирование самообразовательной компетентности обучающихся влияет проектирование достижений результатов обучения как комплексной способности к непрерывному профессиональному саморазвитию субъектов высшего образования. Развитие самообразовательной компетентности определяется не столько фиксированными результатами обучения, сколько умением определять и планировать необходимое время для достижения лучших результатов обучения. Целью статьи является представление методики определения времени для достижения результатов обучения на основе математической модели в процессе самообразовательной деятельности субъектов образовательной организации высшего образования.

Исследование проводилось на базе Казахского национального женского педагогического университета (г. Алматы, Республика Казахстан) и Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево, Российская Федерация). Результаты исследования получены на основе сравнительного анализа развития самообразовательной компетентности субъектов казахстанской и российской образовательной организации высшего образования, метода проектирования прикладной направленности обучения педагогике, математического метода с использованием «уравнения дидактики». Применялись методы: теоретический анализ, сравнение, опрос, экспертное наблюдение.

Определены критерии проявления самообразовательной компетентности будущими специалистами: субъектный (осведомленность студента о содержании и функциях самообразовательной компетентности, инновационной направленности личности); инструментальный (прогностические умения, информационно-аналитические умения, организационные умения). По результатам научных исследований субъектной активности студентов казахстанского университета была выявлена недооценка значимости формирования алгоритмических умений контроля достижений результатов обучения: у 58 % будущих педагогов низкий уровень проявления самообразовательной компетентности; 44% студентов испытывают затруднения в самостоятельном планировании самообразовательной деятельности. У 38% студентов российского вуза было выявлено неумение самостоятельно выбирать алгоритм действий при планировании и контроле времени самообразовательной деятельности и продуктивно его реализовать в процессе модуля «Инновационные технологии воспитательной деятельности». Разработан математический метод с использованием «уравнения дидактики» (М.И. Потеев), позволяющий определять необходимое время для эффективного обучения в процессе самообразовательной деятельности студентов вуза.

Самообразовательная компетентность субъектов высшего образования, как показало исследование в казахстанском университете, незначительно проявляется. Исследование в российском университете выявило, что характер традиционно реализуемых видов педагогического контроля не обеспечивает выявление требуемого качества развития самообразовательной компетентности, способствующей достижению успешности обучения. Таким образом, педагогическая задача развития самообразовательной компетентности будущих специалистов может быть решена посредством математического метода с использованием «уравнения дидактики».

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

Кариев А., Serezhnikova R., Agranovich Y., Ageyeva L., Zhunusbekova A. Самообразовательная компетентность субъектов образования как необходимое условие достижения результатов обучения // Педагогика и психология. – 2024. – № 1(58). – С.86–93: DOI: 10.51889/2960-1649.2024.58.1.011 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1512 (дата обращения: 27.11.2024)