Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Исследование уровня психологического здоровья субъектов образовательного процесса

Опубликован August 2023
НАО Кокшетауский университет имени Ш.Уалиханова
Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Диана Сабитова

Sabitova Diana– PhD (Information Systems), Associate Professor, Department of Pedagogy
and Psychology, Kokshetau Ualikhanov University, Kokshetau, Kazakhstan;
dianasabitova@yahoo.com; ORCID 0000-0003-4853-7029

Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Кульдархан Оразбаева

Orazbayeva Kuldarkhan - PhD (Pedagogy and Psychology), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau Ualikhanov University, Kokshetau,
Kazakhstan; guldarhan-771@mail.ru; ORCID

Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова
##plugins.generic.jatsParser.article.authorBio##
×

Мадина Жантемирова

Zhantemirova Madina – Master of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of
Pedagogy and Psychology, Kokshetau Ualikhanov University, Kokshetau, Kazakhstan; madina-
z99@mail.ru; ORCID 0000-0002-3476-2439

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методологические вопросы. Уточнены понятия «психологическое здоровье», «психологическое здоровье учителя» с учетом индивидуальных особенностей испытуемых. Были проанализированы работы зарубежных и казахстанских психологов. Для учителей общеобразовательных школ была использована авторская методика «Диагностический (скрининговый) метод «Пазл-тест для определения уровня психического здоровья». Представлены и описаны результаты исследования 5 маркеров по фокус-группе «Учителя».

Цель исследования состояла в том, чтобы определить уровень психологического здоровья учителей во время пандемии COVID-19 и его влияние на возникновение различных видов сетевой агрессии в образовательной среде. Вопросы о взаимозависимости показателей уровня психологического здоровья учителя и учащихся позволили сформулировать цель психолого-педагогического исследования. Для достижения целей и задач исследования разработанная экспресс-диагностика позволила выявить наличие скрытой взаимосвязи как между степенью выраженности маркеров психологического здоровья педагогов, так и между другими фокус-группами. Кроме того, исследовательская группа в ходе изучения проанализировала ряд инициативных исследований ученых из разных стран. Таким образом, во время пандемии COVID-19 было проведено исследование психологического здоровья и качества жизни учителей, а также получены интервью. Содержание вопросов пазл-теста для определения уровня психологического здоровья базируется на основных аспектах теории эмоционального интеллекта Э. И. Гоулмана и концепции самосознания К. Юнга. Обработку результатов исследования проводили с помощью программ MS Excel, Statistica/R и предлагаемой экспресс-диагностики на Google Cloud Platform с помощью клиент-серверного приложения Google форм. По результатам обработки эмпирических данных выявлена и подтверждена устойчивая связь маркеров психологического здоровья учителей.

Данное исследование финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (ИРН проекта AP14869833 «Укрепление психологического здоровья казахстанских школьников как фактор снижения рисков кибербуллинга в процессе сетевой социализации»).

pdf (Қазақша)
Язык

Қазақша

Как цитировать

Ракишева Г., Сабитова Д., Оразбаева К., Жантемирова М. Исследование уровня психологического здоровья субъектов образовательного процесса // Педагогика и психология. – 2023. – № 2(55). – С.283–297: DOI: 10.51889/2077-6861.2023.30.2.024 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1375 (дата обращения: 3.07.2024)