В статье обоснована востребованность в постпандемийный период процессов профилактики и преодоления затруднений учащихся в обучении, ввиду растущего числа таких учащихся, с одной стороны, и реформ обновленного содержания школьного образования, с другой стороны. При обосновании учитываются зарубежный и казахстанский исследовательский опыт и состояние образовательной практики в данном направлении. Проанализирована база данных опросных методов: фокус-группы и конверсационного интервью. По результатам анализа определены направления деятельности педагогов для профилактики и преодоления затруднений учащихся в обучении, предложен контент, принципы и методы его реализации, учитывающие физиологические, возрастные, психологические, когнитивные, социальные факторы низкой успеваемости и неуспеваемости. Данная деятельность рекомендована как командная, организуемая всеми участниками педагогического и ученического сообщества на основе коллективно-распределенной ответственности.
Статья выполнена в рамках программно-целевого финансирования научно-технической программы OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки» (2021-2023 гг., Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина). Авторская группа благодарит Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан за предоставленную возможность опубликовать настоящую статью.