Целью настоящей статьи является исследование символики верблюда, бытовавшего у древних кочевников Центральной Азии на примере казахской культуры. Авторы, изучая эволюцию многозначного образа верблюда из пантеона священных животных тюрко-монгольского мира, пытаются его рассмотреть как одну зоологических персонификаций картины мира древних казахов, как один из элементов зооморфного кода казахской культуры.
Верблюд, став одним из главных и повсеместно распространенных символов архаичной традиции народов Центральной Азии достаточно емко отражает целостную картину мира, зоомифологию и космос древних народов. В разные исторические периоды верблюд воплощает в себе различные ипостаси: царскую, ханскую власть - первородный самца - единство всех животных тенгрианского календаря - ездовое животное Пророка, жреца, суфия - верховное животное, которое приносится в жертву ради сотворения Мира - проводник человека в мир «предков» - космический обруч манкурта – материнская сущность и шире Родина. В какой бы ипостаси верблюд не выступал однозначно в образе этого животного, кочевники воплотили космогонические представления о единстве Природы и человека, и Природы как дома кочевника.
Хотя, в обозримом настоящем казахской культуры сакральное значение Верблюда уже утеряно, но в народе до сих пор сохранена любовь к этому животному и неосознанная вера в его могущество.