Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Зооморфный код казахской культуры: символика верблюда (культуролого-искусствоведческое осмысление)

Опубликован September 2020
Казахский научно-исследовательский институт культуры
Аннотация

Целью настоящей статьи является исследование символики верблюда, бытовавшего у древних кочевников Центральной Азии на примере казахской культуры. Авторы, изучая эволюцию многозначного образа верблюда из пантеона священных животных тюрко-монгольского мира, пытаются его рассмотреть как одну зоологических персонификаций картины мира древних казахов, как один из элементов зооморфного кода казахской культуры.

Верблюд, став одним из главных и повсеместно распространенных символов архаичной традиции народов Центральной Азии достаточно емко отражает целостную картину мира, зоомифологию и космос древних народов. В разные исторические периоды верблюд воплощает в себе различные ипостаси: царскую, ханскую власть - первородный самца - единство всех животных тенгрианского календаря - ездовое животное Пророка, жреца, суфия - верховное животное, которое приносится в жертву ради сотворения Мира - проводник человека в мир «предков» - космический обруч манкурта – материнская сущность и шире Родина. В какой бы ипостаси верблюд не выступал однозначно в образе этого животного, кочевники воплотили космогонические представления о единстве Природы и человека, и Природы как дома кочевника.

Хотя, в обозримом настоящем казахской культуры сакральное значение Верблюда уже утеряно, но в народе до сих пор сохранена любовь к этому животному и неосознанная вера в его могущество.

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

Khazbulatov A., Shaigozova Z. Зооморфный код казахской культуры: символика верблюда (культуролого-искусствоведческое осмысление) // Педагогика и психология. – 2020. – № 3(44). – С.231–242: DOI: 10.51889/2020-3.2077-6861.28 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/110 (дата обращения: 3.07.2024)