В статье анализируются материалы Органиации экономического содружества и развития (ОЭСР), связанные с программой международной оценки достижений 15-летних учащихся (PISA). Цель анализа – определение навыков читательской грамотности, которые необходимо формировать у школьников. Рассуждение в статье начинается с анализа самого определения читательской грамотности, где уже дается некоторый перечень навыков и способностей. Дальнейшее изучение документации и исследований в рассматриваемой области показало, что перечень навыков неоднозначен. Таким образом, авторами статьи была осуществлена попытка внести возможную ясность, так как навыки – результат обучения. Следовательно, четкое представление о навыках, которые необходимо формировать на занятиях в школе, последовательно развивать их в последующих классах.
В статье авторы придерживаются позиции, что ценность навыков читательской грамотности, в первую очередь, определяется их жизненной необходимостью, связанной с потребностью уже повзрослевших 15-летних подростков вступать в экономические и социальные отношения. Во-вторых, результаты исследования PISA позволяют странам-участникам осуществлять реформы, направленные на повышение качества системы образования. В-третьих, результаты PISA непосредственно связаны с рейтингом конкурентоспособности стран ОЭСР, в котором также принимают и страны-участницы, не входящие в состав ОЭСР.
Предлагаемая статья является частью проекта, связанного с исследованием навыков, необходимых педагогам для того, чтобы быть эффективными в подготовке детей к жизни, формировании их функциональной грамотности. Материал статьи, таким образом, может представлять интерес для ученых-исследователей вопросов функциональной грамотности, учителей школ и преподавателей педагогических вузов.