Целью исследования стало выявление бикультурности в симфоническом стиле представителя более молодого поколения композиторов, ученика Г.Жубановой Б.Дальденбая. В качестве примера взято наиболее исполняемое из его симфонических сочинений – Симфония «Желтоқсан толқуы» («Декабрьская волна»). На основе музыкально-стилевого анализа раскрываются особенности композиционного мышления, семиотически объединяющие разнокультурные элементы в единую знаковую систему. На обсуждение вынесен вопрос применимости понятий «синтез», «диалог» и «столкновение культур» в отношении исследуемого произведения. Б.Дальденбай мыслит одновременно в двух системах (традиционной казахской и, условно говоря, западной), свободно оперируя приtмами как европейской традиции, так и этнической казахской. Это проявляется в структурном, тематическом и жанровом аспектах. Такая двойственность оправдана и творческой биографией композитора, получившего европейское образование, и предметом его размышлений – судьбой казахского народа в XX веке. Едва не утративший фундаментальные основы родной культуры – традиции и язык – народ, перенявший достижения европейской цивилизации, сохранил своt евразийское мироощущение и через него – духовные корни этноса. Бикультурность объясняется особыми эстетическими установками на евразийское мышление и имманентно свойственной казахскому искусству культурной открытостью.
Аспекты бикультурности в стиле симфонии Б.Дальденбая «Желтоқсан толқуы»
Опубликован September 2020
125
84
Аннотация
Язык
Русский
Как цитировать
Раимкулова А., Момбек А. Аспекты бикультурности в стиле симфонии Б.Дальденбая «Желтоқсан толқуы» // Педагогика и психология. – 2020. – № 3(44). – С.216–231: DOI: 10.51889/2020-3.2077-6861.27 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/109 (дата обращения: 27.11.2024)