В статье раскрываются основные принципы и задачи исправления и ресоциализации осужденных, а также виды методологии, используемые психологами и работниками исправительных учреждений. Авторами были выявлены причины, по которым осужденные возвращаются к преступному образу жизни, рассмотрены особенности психологии осужденных и концепция деятельности работников исправительного учреждения, по диагностике личностных дефектов осужденных, разработки обоснованной программы их исправления, предупреждения отрицательных «влияний учреждений исправительной системы», которые содействуют криминализации личности. Также, авторами, изучены происходящие изменения психологии осужденных, выявлены основные периоды, связанные с изменением их психического состояния. Кроме того, определены условия, благодаря которым обучение осужденного позволяет воспитывать и исправлять их личность.
В условиях интенсивного развития инновационного, технологически-интеграционного процесса, особая специфика, основные функции исправления осужденных и профессиональная деятельность психологов и работников исправительных учреждений требуют дальнейшего научного исследования и грамотной дифференциации.