Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Тенденции в модальности культурной парадигмы и история казахской музыки

Опубликован June 2020
Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
Аннотация

Исследование посвящено периодизации истории казахской музыки в ХХ веке, необходимой для объективного отражения всех сложных музыкально-культурных процессов этого времени. На основе имеющихся подходов к периодизации (У. Джумакова, М. Дрожжина, В. Недлина), а также методологии В.Р. Дулат-Алеева осуществлен поиск универсального основания для периодизации. Различные подходы к периодизации музыкальной культуры Казахстана в ХХ веке, так или иначе, учитывают аспект смены культурных парадигм, вследствие чего основные временные границы совпадают. В качестве оснований для периодизации выступают смена поколений композиторов (У. Джумакова), векторы взаимодействия центра и периферии культуры (М.Дрожжина), межкультурное взаимодействие (В. Недлина).

В данном исследовании предложено ещё одно, более широкое основание для периодизации – смена парадигм культуры. Оно предполагает семиотическую трактовку музыкальной культуры. Деление новейшей истории казахской музыкальной культуры сообразуется с преобладанием мономодальности (до 1920-х годов), бимодальности (1920-1970-е) и полимодальности (1980 – настоящее время). Парадигма культуры выступает как универсальное основание и позволяет соединить воедино музыкально-культурные процессы в разных музыкально-творческих видах (традиционная музыка, композиторское творчество, массовое искусство), а также учесть широкий евразийский контекст казахстанской музыки.

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

Raimkulova A. Тенденции в модальности культурной парадигмы и история казахской музыки // Педагогика и психология. – 2020. – № 2(43). – С.197–203: DOI: 10.51889/2020-2.2077-6861.26 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/74 (дата обращения: 3.07.2024)