Исследование процесса самоутверждения личности подростков позволяет говорить об актуальности данного феномена в интересах повышения эффективности деятельности руководителей коллективов, по сплочению последних и решению воспитательных задач. Целью исследования стало изучение особенностей самоутверждения детей подросткового возраста. Авторами статьи рассмотрены исторические аспекты изучения психологических особенностей самоутверждения, проанализированы условия и возможности индивидуальности. В статье обосновывается положение о том, что успешность самоутверждения в большей степени связана с удовлетворением потребности человека в оценке его деятельности, поведения, личностных качеств со стороны социальной среды, чем с неудовлетворением названной потребности. В работе исследованы психологические особенности подросткового возраста. Под самоутверждением подростков автор понимает осознание своей личностной значимости, уровня своих притязаний, формирование адекватной самооценки.
Методологическую основу составили общенаучные методы. Научная и практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов статьи при дальнейшем изучении психологических особенностей самоутверждения подростков. В результате проведенного исследования автор делает следующий вывод: формирование конструктивного типа самоутверждения подростков возможно в результате организации их психологической поддержки педагогом-психологом образовательного учреждения.