В настоящей статье рассматривается одна из важнейших сторон нематериального культурного наследия Казахстана, которая выражается в традиционных знаниях и обычаях, относящихся к природе и вселенной. Изучение топонимов как части нематериального культурного наследия, свернутого лингвокультурного текста или культурного кода, является частью учебного курса «Нематериальное культурное наследие Казахстана», реализуемого в рамках подготовки магистрантов по специальностям культуры и искусства в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.
На данный момент научное сообщество предлагает несколько моделей/путей сохранения нематериального наследия, которое часто называют «живым наследием». В контексте, предлагаемых мер основным считается его передача молодому поколению как в формальном, так и неформальном контексте. В данной статье авторы раскрывают содержательные аспекты рассматриваемого учебного курса в области традиционной топонимики Казахстана, которые представляются как часть апробируемых на практике учебных материалов.
На взгляд авторов статьи, в современной науке превалирует мнение о топонимике как науке, развивающейся на стыке лингвистики, истории и географии. Но, на наш взгляд топонимика обладает гораздо большим ресурсом и может изучаться с позиции культурологического и семиотического подхода, основы которого заложены известным отечественным ученым М. Семби.
Целью настоящего исследования является реконструкция семиотико-символического значения казахстанских топонимов на примере топонимов, содержащих числительные и цветовые обозначения.
Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика».
Ключевые слова: «живое наследие», учебный курс, магистратура, топонимы с числительными и цветовыми обозначениями