Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

«Живое наследие» как элемент конструирования учебного материала (на примере традиционных топонимов)

Опубликован September 2021
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Аннотация

В настоящей статье рассматривается одна из важнейших сторон нематериального культурного наследия Казахстана, которая выражается в традиционных знаниях и обычаях, относящихся к природе и вселенной. Изучение топонимов как части нематериального культурного наследия, свернутого лингвокультурного текста или культурного кода, является частью учебного курса «Нематериальное культурное наследие Казахстана», реализуемого в рамках подготовки магистрантов по специальностям культуры и искусства в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая.

          На данный момент научное сообщество предлагает несколько моделей/путей сохранения нематериального наследия, которое часто называют «живым наследием». В контексте, предлагаемых мер основным считается его передача молодому поколению как в формальном, так и неформальном контексте. В данной статье авторы раскрывают содержательные аспекты рассматриваемого учебного курса в области традиционной топонимики Казахстана, которые представляются как часть апробируемых на практике учебных материалов.

          На взгляд авторов статьи, в современной науке превалирует мнение о топонимике как науке, развивающейся на стыке лингвистики, истории и географии. Но, на наш взгляд топонимика обладает гораздо большим ресурсом и может изучаться с позиции культурологического и семиотического подхода, основы которого заложены известным отечественным ученым М. Семби.

          Целью настоящего исследования является реконструкция семиотико-символического значения казахстанских топонимов на примере топонимов, содержащих числительные и цветовые обозначения.

          Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан АР09259280 «Языки казахской культуры как основа этнической идентичности: семиотика и семантика».

          Ключевые слова: «живое наследие», учебный курс, магистратура, топонимы с числительными и цветовыми обозначениями

 

pdf (English)
Язык

English

Как цитировать

Шайгозова Ж., Mombek A. «Живое наследие» как элемент конструирования учебного материала (на примере традиционных топонимов) // Педагогика и психология. – 2021. – № 3(48). – С.276–285: DOI: 10.51889/2021-3.2077-6861.30 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/259 (дата обращения: 3.07.2024)