Перейти к основному контенту Перейти к главному меню навигации Перейти к нижнему колонтитулу сайта
Педагогика и психология

Model of Formation of Deviantological Competence of the Teacher

Опубликован September 2025

0

0

Karagandy university of the name of academician E.A. Buketov
Head of the Department of Pedagogy, University of ss. Cyril and Methodius in Trnava, Slovak Republic
Karagandy university of the name of academician E.A. Buketov
Karagandy university of the name of academician E.A. Buketov
Аннотация

В статье рассматривается вопрос девиантологической компетентности преподавателей в контексте их профессионального развития. Актуальность этой проблемы обусловлена текущей социальной ситуацией, особенно растущей распространенностью девиантного поведения среди подростков. В этом контексте учителя, которые ежедневно взаимодействуют со студентами, имеют уникальную возможность выявлять ранние признаки психологического стресса и факторы риска девиантного поведения. Целью статьи является определение структуры девиантологической компетентности учителя и диагностика профессиональной готовности школьных учителей к взаимодействию с детьми девиантного поведения. В исследовании используется ряд подходов, включая личностно-ориентированные, интегрированные, системные, экологические, социально-ролевые, междисциплинарные и компетентностные подходы. Для достижения целей исследования применялись различные теоретические методы, такие как теоретический анализ и синтез, классификация, обобщение опыта, моделирование. Основные эмпирические методы включали опросы (анкеты), ранжирование, а также количественный и качественный анализ данных с использованием математической статистики и других методов. Авторы статьи представляют результаты исследования на основе анализа научных источников и опроса среди школьных учителей. Уточнено понятие девиантологической компетентности учителей, установлена его связь с понятием профессиональной готовности учителей к взаимодействию с детьми, проявляющими девиантное поведение, определены ключевые составляющие явления, предложена структурная модель. Основываясь на результатах, авторы приходят к выводу о необходимости разработки программы непрерывного образования для учителей под названием «Профессиональное взаимодействие с детьми, проявляющими девиантное поведение: Компетентностный подход» (72 часов), которая поможет закрыть существующие пробелы в знаниях и навыках в отношении девиантного поведения у детей и подростков.

PDF (English)
Язык

English

Ключевые слова
Как цитировать

Mukhtarova S., Michvocíková V., Baimukanova M., Barikova A. Model of Formation of Deviantological Competence of the Teacher // Педагогика и психология. – 2025. – № 3(64). – С.155–169: DOI: 10.51889/2960-1649.2025.64.3.015 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2057 (дата обращения: 10.10.2025)