В статье рассматривается вопрос девиантологической компетентности преподавателей в контексте их профессионального развития. Актуальность этой проблемы обусловлена текущей социальной ситуацией, особенно растущей распространенностью девиантного поведения среди подростков. В этом контексте учителя, которые ежедневно взаимодействуют со студентами, имеют уникальную возможность выявлять ранние признаки психологического стресса и факторы риска девиантного поведения. Целью статьи является определение структуры девиантологической компетентности учителя и диагностика профессиональной готовности школьных учителей к взаимодействию с детьми девиантного поведения. В исследовании используется ряд подходов, включая личностно-ориентированные, интегрированные, системные, экологические, социально-ролевые, междисциплинарные и компетентностные подходы. Для достижения целей исследования применялись различные теоретические методы, такие как теоретический анализ и синтез, классификация, обобщение опыта, моделирование. Основные эмпирические методы включали опросы (анкеты), ранжирование, а также количественный и качественный анализ данных с использованием математической статистики и других методов. Авторы статьи представляют результаты исследования на основе анализа научных источников и опроса среди школьных учителей. Уточнено понятие девиантологической компетентности учителей, установлена его связь с понятием профессиональной готовности учителей к взаимодействию с детьми, проявляющими девиантное поведение, определены ключевые составляющие явления, предложена структурная модель. Основываясь на результатах, авторы приходят к выводу о необходимости разработки программы непрерывного образования для учителей под названием «Профессиональное взаимодействие с детьми, проявляющими девиантное поведение: Компетентностный подход» (72 часов), которая поможет закрыть существующие пробелы в знаниях и навыках в отношении девиантного поведения у детей и подростков.
Model of Formation of Deviantological Competence of the Teacher
Опубликован September 2025
0
0
Аннотация
Язык
English
Ключевые слова
Как цитировать
Mukhtarova S., Michvocíková V., Baimukanova M., Barikova A. Model of Formation of Deviantological Competence of the Teacher // Педагогика и психология. – 2025. – № 3(64). – С.155–169: DOI: 10.51889/2960-1649.2025.64.3.015 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/2057 (дата обращения: 10.10.2025)