В статье рассматриваются проблемы самореализации собственных возможностей творческой личности. Проанализирована сущность самореализации на основе экзистенциального, имманентного и активного подходов и ценностных ориентаций индивидуального свободного выбора человеком жизненного пути. На основе универсального принципа детерминизма, где человек рассматривается как "целостная система внутренних условий", предлагается концептуальная позиция самореализации: - самореализация как опыт по отношению к реальности; самореализация как цель по отношению к возможности; самореализация как проявление возможности по отношению к инновационному движению, а также модель самореализации, отражающая взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего через опыт, возможности, инновационную деятельность.
На основе эмпирического анализа определены методологические направления изучения самореализации, основанные на индивидуально-деятельностном подходе, как проявление практической идентичности, как инновационный вызов с новыми и альтернативными способами деятельности, как опыт социально-педагогических преобразований в системе самоуправления. Отмечаются особенности эксперимента, которые направлены не только на изучение какой-то реальности, но и на формирование определенной жизненной ситуации в условиях свободного самовыражения, причем смысл заключается не в “достижении цели”, а в реализации творческих способностей. Представлена технология генерирования проблемных ситуаций в совместной деятельности испытуемых и экспериментатора.
Self-realization as a form of manifestation of the abilities of teachers of innovative schools
Опубликован March 2024
89
110
Аннотация
Язык
Қазақ
Ключевые слова
самореализация, возможности, потребности, опыт, инновации
Как цитировать
Кудайбергенева К., Булакбаева М., Боранкулов Е. Self-realization as a form of manifestation of the abilities of teachers of innovative schools // Педагогика и психология. – 2024. – № 1(58). – С.20–29: DOI: 10.51889/2960-1649.2024.58.1.003 [Электронный ресурс]: URL: https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1490 (дата обращения: 22.11.2024)