В современной системе образования функциональная грамотность студентов имеет значительное значение. Она может служить инструментом для развития компетенций и активизации познавательной деятельности студентов. Развитие знаний и компетенций у студента тесно связано в едином учебно-познавательном процессе. Одним из аспектов этой взаимосвязи является акцент в школьном образовании на формировании функциональной грамотности студентов как инструмента для саморазвития в соответствии с их интересами и способностями.
Методологической основой исследования являются современные концепции школьного образования, основные принципы школьной педагогики, теория развития коммуникативных навыков в обучении, теория развития функциональной грамотности студентов и научные основы технологий коммуникативного образования. Источниками исследования послужили государственные документы по развитию образования в Казахстане и за рубежом, научные работы отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, периодические издания Казахстана и других стран, материалы научно-практических конференций, образовательные программы и учебно-методические пособия. В ходе исследования мы рассмотрели процесс обучения студентов и формирование функциональной грамотности у учащихся в рамках единого учебно-познавательного процесса. Один из аспектов этой взаимосвязи - научный подход в образовательном процессе, где обучение выступает как инструмент понимания окружающего мира и как средство саморазвития в соответствии с интересами и способностями студента.